Катя и Данил | Новости от программы наставничества Наставники Детям

Катя и Данил

У Кати был опыт волонтёрской работы в организации «Дети Марии», особенность которой — арт-терапия с группами детей-сирот. Это очень важная деятельность, когда через творчество дети могут высказать всё, что у них на душе, и в почти домашней обстановке провести время вне стен интерната. «В этой организации я познакомилась с теми детьми, которые воспитывались в детдомах, но которые имели долгосрочное личное взаимодействие с кем-то взрослым, особенно если этот человек был значим для ребёнка. Я видела, какими они стали, когда выросли, какую работу нашли». А когда такой пример перед глазами, хочется повторить этот успешный опыт. «Поэтому я хотела своё волонтёрское время посвящать общению с одним ребёнком, но на длительный срок».

Её поиски той самой единственной подходящей программы завершились в 2012 году — этой программой стали «Старшие Братья Старшие Сестры». А какие были альтернативы? Органы опеки или руководство детского дома? Вряд ли… «Я не представляла, как найти службу опеки или как самой обратиться в детский дом и попросить: позвольте мне приходить и общаться с каким-нибудь одним ребёнком».

Кроме налаженных контактов с сиротскими учреждениями, несомненные плюсы программы «Старшие Братья Старшие Сестры» Катя видит вот в чём: сотрудники программы — это психологи, у которых есть опыт подбора пар, поддержки и сопровождения волонтёров и детей. Также в «Старших Братьях…» устраивают праздники и полезные мастер-классы (например, по выбору профессии) для детей и встречи для волонтёров, где можно делиться опытом о том, куда лучше пойти с ребёнком, как начать делать что-то новое, и, конечно, обсудить трудности в общении с Младшим. Иногда, как бы ни хотелось этого избежать, даже волонтёры выгорают, и важно проговорить с кем-то, кто тебя поймёт…

В отношениях с Младшим помимо радостных есть также и сложные моменты. К тому же дети растут и меняются очень быстро, и очень важно успевать реагировать на это и уметь подстроиться под новые ожидания ребёнка. В подобных ситуациях, когда у волонтёра больше вопросов, чем ответов, помощь психолога программы бывает бесценна. Один из таких непростых периодов у Кати случился в начале общения с Данилом. «Первые полгода было достаточно сложно найти взаимопонимание с ребёнком, — вспоминает Катя. — Даня более чем демонстративно не шёл на контакт: мог крикнуть на меня или не захотеть заниматься тем, что я для него приготовила. Должно было пройти какое-то время, чтобы ребёнок начал мне доверять. Я не первый взрослый человек, который к нему приходит, многие потом не возвращаются, чем я отличаюсь от других?» Со временем Данил стал более открытым. Видно, что он рад приезду Кати, общение стало более приятным для обоих, наконец, Данил начал сам рассказывать о таких вещах, которые раньше из него клещами нужно было вытягивать: о школе, о том, как провёл время, что делал, о чём мечтал или думал.

В первый же год они с Катей начали выходить за пределы интерната, частенько ездить к ней в гости — готовить еду (Даня хочет стать поваром) и изучать бытовые особенности жизни в отдельной квартире. Потом на смену этой деятельности пришла другая — разные активности на свежем воздухе: «Поскольку он слишком много времени проводит в закрытом помещении, глядя в телефон, что совсем не полезно, мы вместе ходим гулять в парк, кататься на роликах, лыжах, коньках. Однажды мы съездили в магазин и купили мне тумбу, и Даня помог мне донести её до такси».

За три года дружбы Катя очень ясно поняла, что обычно у волонтёра вначале есть желание если не сделать ребёнка Эйнштейном, то хотя бы просто подтянуть его по школьным предметам. Но это в большинстве случаев не получается. «Иногда хочется измерить результат — ребёнок стал лучше читать или научился считать в уме. Но личный контакт, который не поддается измерению, бывает важнее», — говорит Катя. Хотя доверие к ней у ребёнка уже есть, математику — не учебную, а жизненную — она не бросает: «Однажды в торговом центре Даня мучительно высчитывал, сколько он уже потратил фишек в автомате, а сколько осталось, руководствуясь только какими-то косвенными признаками. В итоге посчитал всё правильно».

Детям без попечения родителей

Также мы работаем с детьми из детских домов и интернатов.

Как стать волонтером

Помогайте детям вместе с нами. Мы расскажем, как это делать, и всему научим.

Помочь детям, волонтерам и нам