«Желание заняться волонтерской деятельностью у меня появилось давно, но оно долго не могло воплотиться в какое-то действие. Сначала не хватало денег, потом времени, да и вообще я банально не знала, как можно осуществить этот порыв.
Однажды я узнала о проекте «Рубль в день». Это немного и несложно, такие вложения были более чем доступны для меня. Я подписалась на пожертвования сразу для нескольких организаций, в том числе для BBBS. Меня заинтересовал этот проекта, его внутренняя суть для волонтеров совпала с тем, что было важным для меня – быть нужной, быть для кого-то поддержкой и наставником. Несколько месяцев я отправляла деньги, но в один поздний вечер я поняла, что готова помочь и нематериально. Не просто жить своей обычной жизнью, а для кого-то, кто по вине обстоятельств лишен близких и тепла родного дома. Я отправила заявку в фонд «Старшие Братья Старшие Сестры». Само решение, ожидание ответа – все это вызывало необычные чувства волнения и страха. Через несколько дней мне ответили и прислали анкету-опросник. Пожалуй, эта анкета была самым сложным для меня препятствием на пути к волонтерству: вопросов было много, касались они разных сторон моей жизни и было ясно, что полный и честный ответ на все вопросы – это заявка уже не на короткий пробег, а на долгий размеренный рейс, возможно длиною в жизнь.
Позже я встретилась с сотрудниками фонда. Мне рассказали больше о том, чем мне предстоит заниматься. Ясность придает решительности; впрочем, мне ее хватало и так. Следующим шагом стал тренинг по общению с будущими «младшими братьями» и «сестрами». После тренинга новым испытанием для меня стало первое знакомство с моей младшей. Все те прежние эмоции волнения и страха возникли вновь, только в десять раз мощнее. Я боялась, что не понравлюсь ей, что она не захочет со мной общаться. Как сильная и независимая женщина, я не поддалась фобиям и через некоторое время после закрытия всех формальностей мне позвонили и сообщили о скорой встрече с младшей.
В тот день я очень волновалась, очень рано вышла из дома, несколько раз проверила, взяла ли с собой все документы. На первый взгляд Алёна показалась мне очень маленькой и стеснительной, мне особенно запомнились её густые черные волосы и голубые глаза. Тогда мне очень помогло то, что рядом был психолог из центра и координатор BBBS, которые представили нас друг другу, разрядили обстановку. Их уверенность и непринужденность были бесценны. После знакомства мы с Алёной и психологом пошли играть в настольную игру. Мои страхи к тому моменту уже исчезли как туман.
Со временем я все больше узнавала о своей младшей. Она показывала мне свою комнату, рисунки, рассказывала о своих родных братьях и сестрах. Порой мы просто болтали. Чаще всего мы проводили с ней ее свободное время: рисовали, смотрели фильмы. Я предлагала Алёне заняться с ней уроками, но на такие провокации она не поддавалась. Было радостно видеть, как она улыбается моему приходу. Не все было гладко, иногда ей как будто было безразлично, есть я рядом или нет. Очень помогало то, что у меня была возможность обсуждать эти моменты с психологом из BBBS.
Через несколько месяцев нашего знакомства Алёна заболела и попала в больничный изолятор на долгое время. Мы могли общаться только по телефону, да и то изредка и мало из-за ограничений с ее стороны. Я с нетерпением ждала её выздоровления. Стоило нам встретиться после ее болезни, как пришли новые трудности уже из-за глобальной изоляции в связи с COVID-19. Это были довольно странно. Мы пытались наладить регулярную связь по телефону, через интернет в центре, но стабильно поддерживать общение у нас, к сожалению, не получалось. Я ждала момента, когда встречи офлайн снова станут возможными.
Это случилось в сентябре, и нас ждала ещё одна радостная новость — удалось получить возможность прогулок за территорией центра (спасибо всем сотрудникам BBBS!)! Мы с наставниками братьев Алёны забрали ребят и поехали в Парк имени 300-летия Санкт-Петербурга. Несмотря на холодную погоду, этот день был полон теплых эмоций и воспоминания о нем согревают меня до сих пор. Мы гуляли, бегали по пляжу, ели на набережной, пытаясь не испачкать одежду при сильном порывистом ветре. Особенно мне запомнилось, как дети реагировали на подростков-прохожих, которые танцевали в парке и записывали видео. Младшие пытались подражать им и были очень заинтересованы танцующими.
После этой встречи у нас была еще пара прогулок, но длились они недолго. А потом я надолго заболела.
Опять начался период онлайн-общения, мы периодически переписывались и созванивались, я справлялась о ней у других волонтеров. Спустя несколько месяцев мы снова встретились во плоти. Я думала, что нам придется заново привыкать друг к другу, искать общие темы и занятия, но этого не понадобилось. Алёна очень сильно изменилась за то время, которое мы с ней были знакомы. И не только она: изменились и наши взаимоотношения. Несмотря на перерывы в общении, я почувствовала, что у нас уже есть своя история, что Алёна видит меня как часть своей жизни, как Настю — её Старшую Сестру.
Мне очень приятно наблюдать как моя младшая пробует что-то новое, растет, мне нравится ей что-то рассказывать и то что она слушает мои, иногда занудные, рассказы и обсуждает их со мной. Одним из самых запоминающихся событий наших взаимоотношений для меня стал подарок, который сделала мне Алёна. Она подарила мне букет цветов из бумаги, который вырезала, сложила и склеила сама. Я буквально растрогалась. Сейчас букет занимает почетное место в моей квартире.
Недавно у Алёны был День рождения. Мы вместе готовили, она показывала мне свои подарки, мы общались с членами её семьи. В тот день я ещё ярче ощутила свою вовлеченность в ее жизнь и то, что я являюсь частью этой жизни. Я поняла, что то, что начиналось как наставничество и абстрактное волонтерство превратилось в настоящую дружбу.
Я надеюсь, что наше общение будет продолжаться и я смогу и дальше участвовать в жизни этой уже молодой девушки, поддерживать её и давать ощущение того, что кто-то есть с ней рядом»