Я довольно давно сформировал для себя идею, что хочу заниматься благотворительностью. Периодически «скидывал» деньги в различные благотворительные организации, ездил общей группой в ПНИ, мы там устраивали мероприятия для воспитанников. Но я продолжал искать варианты, где буду максимально полезен.
О программе «Старшие Братья Старшие Сестры» я узнал на просторах интернета. Уже и не вспомню где конкретно. Зашел на сайт, перечитал все истории дружбы, решил, что тоже хочу и… благополучно забыл об этой идее на год. Примерно через год я снова натыкаюсь на сайт и тут уже четко для себя решаю, что попробую. Я понимал, что накопил достаточно большой жизненный опыт, и есть возможность и желание делиться.
А дальше все было довольно быстро: анкеты, собеседование, тренинги, сбор всех документов и ожидание, когда подберут младшего.
Для себя я сразу определил принципы поведения с младшим, еще до первой встречи: при любом варианте развития нашего общения, легко оно пойдет или тяжело, я не буду включать наставника/старшего/учителя, не буду учить его жизни, а просто будем развлекаться. Когда пройдет время и возникнет хоть какое-то доверие, будем строить цели, разговаривать предметней и на более глубокие темы.
С Никитосом мы встретились уже через месяц. Я конечно же волновался перед встречей. Думал, как все пройдет.
Но прошло все отлично. Меня встретил 12-летний парень, небольшого роста в очках. И как только мы с ним поговорили наедине, я понял, что дальнейшее общение будет как минимум веселым. Первый разговор был обо всем и ни о чем одновременно.
И, чтобы было понятно, кто такой Никитос, расскажу о сообщении в вотсап от Алины, куратора – психолога программы, на следующий день после нашего знакомства с ним:
«Администрация волнуется, как бы Никита тебя не построил. Рекомендовали тебе быть построже с ним»
Как оказалось, он очень открытый, умный и наглый молодой человек.
За год нашего общения, я был искренне рад каждой встрече с ним. Правда у него поначалу был ярко выражен корыстный интерес ко мне. На одной из первых наших прогулок по городу он меня попросил купить ему что-то в магазине и очень удивился, когда я ему отказал и спросил меня: «Ты же знаешь, что я из детского дома и у меня нет родителей, почему не можешь купить, что я прошу?»)) Вот так прямолинейно он привык манипулировать людьми.
Мы с Никитосом любим активно проводить время: мазапарк, веревочный городок, батуты, приставки в антикафе. Но иногда, по настроению, можем просто прогуляться по городу поболтать или зайти в кафе.
Больших сложностей за год нашей дружбы я не встретил. Корыстное отношение? К этому я был готов (спасибо Алине и всем кураторам) и спокойно ко всему отнесся. Были еще организационные недопонимания с работниками ЦССВ. Я пару раз договаривался с администрацией, что приеду, а когда приезжал, оказывалось, что Никитос уехал на соревнования (тогда у него еще не было телефона). Но это было на первых порах и в дальнейшем все было хорошо.
На днях я его спросил:
— «Как думаешь, ты изменился с первой нашей встречи?»
— «Ну да, я стал понимать, зачем мне стараться в школе и в детдоме».
От себя скажу, что за этот год он однозначно изменился. У него пропала (по крайней мере в общении со мной) установка «я сирота, мне все должны». Он стал задумываются о жизни за стенами ЦССВ, что он будет делать, какие первые покупки сделает. Я считаю, что Никитос стал более осмысленным за этот год. Не знаю, возможно, он просто взрослеет и это естественный процесс, но я надеюсь, что тут есть и часть моей заслуги.
Задавал себе тот же вопрос «изменился ли я после того как стал наставником?»
Тут скорее должен ответить человек, который видит меня со стороны. Я думаю, что если и изменился, то незначительно. Изменилось видение отношений с «Младшим». Если раньше я верил, что мы станем полноценными друзьями, то сейчас я понимаю, что это невозможно. Друзья — это примерно равные по возможностям и ответственности люди. А тут мы всегда несем ответственность за «Младшего», у нас есть власть над ним: куда мы пойдем, когда пойдем, что будем делать. Возможна дружба как наставника, старшего брата, но не как равного друга.
На сегодняшний день я могу с уверенностью сказать, что наше доверие друг к другу только растет. Мы и дальше будем общаться, весело проводить время, делиться своими мыслями и целями и это общение продолжится и за пределами программы, и за пределами ЦССВ!
Будущим наставникам я пожелаю тоже, что и себе перед вступлением в программу: получайте удовольствие от процесса!